Семья это своеобразный живой организм, который проходит собственный жизненный путь. Как любой живой организм семья рождается, стареет, умирает. В жизни семьи могут возникать трудности, какие-то из них естественные, или нормативные, связанные с развитием семьи, о них мы поговорим ниже. Другие трудности не входят в жизненный цикл семьи, как нечто закономерное, это ненормативные трудности, связанные с негативными жизненными событиями.
Если семья запуталась и не знает, как с этими трудностями справиться, ей может потребоваться помощь. В целом,и нормативные, и ненормативные трудности являются проверкой семьи на жизнеустойчивость. И с теми, и с другими трудностями, семья может совладать.
Итак, что же представляет жизненный цикл семьи и нормативные трудности, неизбежно возникающие перед любой семьей.
1. Заключение брака. Это первая стадия она же и начало жизни семьи. На данной стадии перед супружеской парой стоят задачи принятия и разделения супружеских обязательств. Для организации жизни необходимо решить, кто придумывает и организует развлечения, кто принимает решения, на что тратить деньги, кто из супругов работает, а кто нет, когда заводить ребенка и много подобных равно важных вещей.
Для того чтобы обсуждать данные вопросы, супругам необходимо время и пространство, поэтому другой важной задачей является установление внешних границ молодой семьи, определяющих, кто из друзей и родственников, когда, может прийти в гости и т.п. Важно не только определить время и пространство супружеской пары, но и каждого из супругов, как отдельного человека со своими интересами, целями, устремлениями (принадлежность паре без потери собственного Я).
Негативными тенденциями на этом этапе считаются:
·эмоциональная зависимость от родительских семей, когда представители старшего поколения вторгаются и целиком определяют жизнь молодой семьи;
·разрыв отношений с родителями, поскольку супруги лишают себя возможной поддержки;
·сверхблизкие отношения в супружеской паре, что приводит к боязни супругов признать отличия друг в друге, тревожной привязанности, утрате одним или обоими супругами своего Я.
2. Стадия триады. С появлением ребенка, перед супругами встают новые задачи, а именно, освоение родительских ролей и принятие факта появления в семье новой личности. Вновь возникает необходимость перестраивать взаимоотношения, заключить новый договор о перераспределении ролей, времени, денег и т.п.
В период после рождения ребенка формируется естественный треугольник, двое в котором ближе друг к другу, чем третий. Обычно на периферии треугольника, находится отец, а между матерью и ребенком образуются очень тесные отношения. Однако роль отца очень важна для существования диады «мать - ребенок». Она заключается в том, что он может периодически брать на себя функции ухаживающего объекта, позволяя матери на время дистанцироваться от ребенка и отдохнуть от тесных отношений с ним.
Важно, чтобы появление ребенка не внесло отчужденности в супружеской паре. Отчасти предотвратить это поможет разграничение отношений родитель-родитель по поводу ребенка и супруг-супруга, то есть, в браке важно быть не только родителями общих детей, но и находить возможности быть супругами друг с другом.
С рождением ребенка появляются новые роли: бабушки и дедушки и вновь становится важным вопрос о внешних границах кто, когда помогает, каков объем помощи, и эти бытовые моменты также необходимо проговаривать и прояснять.
Негативными тенденциями это стадии считаются:
·непринятие родительских и супружеских ролей и обязательств;
·отчужденность мужа и жены, выполнение ими только родительских функций, утрата супружеских;
·разрыв контактов с родительскими семьями, либо чрезмерное количество контактов с ними.
3. Проживание с ребенком до подросткового возраста. На данной стадии семья сталкивается с кризисом включения ребенка во внешние социальные структуры - садик, школа.
К моменту достижения ребенком трех лет у него возникает желание расширить свое социальное окружение, что сопровождается возрастанием самоконтроля и способности устанавливать отношения привязанности и доверия с другими людьми.
Усиливается стимул к исследованию мира и отделению от матери («Я хочу это сделать сам»). У матери также может возникнуть потребность вновь приблизиться к мужу, который мог находиться на периферии треугольника вследствие ее сосредоточенности на ребенке, а также заняться собственной профессиональной карьерой.
Супругам необходимо достичь договоренность по поводу того, кто будет отводить и забирать ребенка из детского сада, кто будет находиться дома, когда ребенок болеет, кто будет посещать детские мероприятия (утренники, родительские собрания и т. д.), кто занимается развитием ребенка вне детского сада; в хозяйственно-бытовой сфере относительно распределения домашних обязанностей (покупка продуктов, приготовление пищи, уборка квартиры и т. д.); в сфере досуга должны быть определены оптимальные для существования данной семейной системы формы и способы проведения свободного времени.
Поступление ребенка в школу требует от семьи гибкости, а именно, способность принять факт приобретения ребенком нового социального статуса. За счет расширения сферы социальных контактов ребенка происходят изменения внешних границ семьи. Важным оказывается организация родителями адекватной помощи и поддержки школьнику. Зачастую возникает необходимость пересмотреть распределение обязанностей в семье и достигнуть нового соглашения в следующих вопросах семейной жизни:
·перераспределение домашних обязанностей в связи с поступлением ребенка в школу;
·проявление участия при наличии проблем с учебой;
·распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке домашних заданий.
Прохождение данного этапа может быть осложнено наличием разногласий или раскола в супружеской диаде (по некоторым данным 3 и 7 годы супружества - первый и второй супружеский кризис). Пара может попытаться теперь решать проблемы посредством ребенка, используя в качестве партнера в коалиции одного супруга против другого, примирителя в конфликтах, а иногда — единственного оправдания брака. Вновь актуальными могут стать проблемы, не решенные на предыдущих этапах.
Негативными тенденциями этой стадии считаются:
·нарушение иерархии – когда ребенок становится главой семьи, замещает родителя;
·частые болезни ребенка, вызванные психологической атмосферой семьи;
·вовлечение ребенка в супружеские конфликты;
·отсутствие адекватной поддержки ребенку в его возрастающей самостоятельности.
4. Семья подростка.В данный период пребывание подростка только в социальной роли сына или дочери становится уже недостаточным для того, чтобы адаптироваться к взрослой жизни. Он находит новые модели жизни, расширяя сферу своих социальных контактов и выходя за пределы семьи.
Важнейшей составляющей этого процесса является деидеализация родителей – родители уже не те всемогущие, идеальные и непогрешимые фигуры, это просто обычные люди.
Процесс взросления ребенка проходит противоречиво, что болезненно переживается самими родителями и вызывает желание то чрезмерно контролировать ребенка, то поддерживать его самостоятельность.
Обычно период полового созревания ребенка совпадает с кризисом среднего возраста у родителей. Они понимают что определенные события и факты в жизни необратимы: профессия выбрана и на профессиональном поприще достигнуты или не достигнуты некие результаты, семья создана, дети в значительной степени выращены, пора подводить предварительные итоги.
В то время, когда ребенок стремится вырваться из-под семейного влияния, хочет перемен своей судьбы или хотя бы течения жизни, его родители очень нуждаются в сохранении привычной стабильности. Очень часто стабильность семьи прямо зависит от того, продолжают ли дети жить в родительской семье. Если дети уходят из семьи, становятся самостоятельными и успешными, то есть не нуждаются во внимании и помощи родителей, то родители сталкиваются с необходимостью общаться непосредственно друг с другом и решить массу проблем, которые накопились, пока в семье были дети.
Некоторые семьи неосознанно выбирают не допускать отделения ребенка, либо делают это формально. На данном этапе семья должна перестроить свои внешние и внутренние границы, заключить новый договор между всеми членами, научиться жить в измененном составе.
Негативные тенденции данного этапа
·объединение ребенка с тем или другим родителем для обретения большей свободы;
·попытки родителей реализовать через детей то, что им самим не удалось в свое время сделать, либо получить от своих родителей.
5. Выросшие дети покидают дом. Эта стадия часто называется «стадией опустевшего гнезда». Дети выросли и живут самостоятельной жизнью (при условии, что родители позволили своему взрослому чаду отделиться от них). Для супругов это время кризиса, когда они вновь остаются вдвоем, перед ними стоит необходимость пересмотреть свои отношения. Если прежде они полностью фокусировались на ребенке (или детях), может так случиться, что у них не останется общих тем для разговоров и оснований для продолжения совместной жизни. Иногда, наоборот, пары достигают согласия по давним проблемам, решение которых было отложено из-за появления детей.
Данный кризис по времени часто совпадает с завершением профессиональной деятельности и выходом супругов на пенсию. Один из них может начать болеть, чтобы у пары появился смысл для дальнейшего существования. Тогда в паре появляются новые роли: «болеющего» и «заботящегося», «спасителя» и «нуждающегося в помощи», что позволяет сохранить семью целостной и является способом компенсировать утрату родительских функций.
Негативные тенденции этой стадии жизни семьи:
·выстраивание неадекватных отношений с взрослым ребенком: его чрезмерная зависимость от родителей, либо полный разрыв отношений;
·частые и/или хронические болезни взрослого ребенка или одного из супругов;
·у пожилых супругов - потеря смысла жизни, возникновении ощущения ненужности, одиночества, снижении творческого потенциала, разочаровании в браке, раскол супружеской диады, концентрация на жизни детей.
6. Жизнь монады.
Это этап принятия факта смерти одного из супругов. Человек доживает свою жизнь один, так же, как он жил в молодости, еще не создав своей семьи, только теперь это старый человек, у которого за плечами прожитая жизнь. Важным для этой стадии является принятие факта утраты, адаптация к старости, отходу от активной деятельности, поддержание адекватных отношений с детьми, внуками, окружением поиск новых смыслов.