Цикл статей о детско-родительских отношениях от психолога нашего центра Бородиной Анны Евгеньевны
Всегда ли счастлив успешный ребёнок?
В современном мире тема детских достижений и раннего выявления всевозможных талантов весьма актуальна. Выбор школ и центров раннего детского развития отличается многообразностью. «Развитие чтения с 6 месяцев», «Рисование с рождения», «Иностранный язык с пелёнок», и даже физкультура с элементами йоги для малышей, - кажется, что в наше время для развития детей не существует никаких ограничений. В таких условиях очень сложно сделать правильный выбор, создаётся ощущение, что ребенок как можно раньше просто обязан стремиться во всевозможные секции и кружки.
Родители ждут появления на свет своего бесценного ребёнка, который вот-вот ступит на путь собственных достижений и, возможно, подарит миру ещё одного гения. Спрос стимулирует предложение, предприимчивые бизнесмены моментально ловят общественные тенденции, и вот родители уже спешат записать своих детей на самые модные мастер-классы и эффективные курсы. И всё бы хорошо, но во всей этой гонке за успешностью, истинное желание самого ребёнка становится чем-то второстепенным.
Вопрос о том, какой же темп развития оптимален для моего ребёнка, возникает не у всех родителей, а на него стоит внимательно ответить. Ведь самое главное – это счастье самого ребенка, и оно далеко не всегда обусловлено социальными или творческими достижениями.
С самого рождения младенец попадает в череду взрослых требований. В роддоме он должен съедать определенное количество молока и потерять при выписке определённое количество граммов. Затем он должен спать до 20 часов в сутки, иначе необходимо бить тревогу. «Ты должен начать переворачиваться в 2 месяца», «ты должен говорить не менее 8 слов в полтора года и не менее 300 в два года», «в 10 месяцев ты должен стоять, держась за опору, в 11 месяцев тебе пора будет опору отпустить и стоять без неё», - огромный список родительских ожиданий, подкреплённых мнением врачей, обрушивается на детскую головку. Младенец еще не успел сделать ничего, кроме как родиться, но он уже автоматически столько всего должен…Тут подоспели курсы раннего развития с трёх месяцев. «Как же так, на этих курсах дети возраста трёх месяцев уже отгадывают названия предметов, нарисованных на карточках, а мой ещё даже не перевернулся на живот!» - думает мама и судорожно ищет отзывы о лучших неврологах города, ведь скорее всего ребёнку требуется серьёзное лечение. Материнская тревога от ощущения, что ее ребенок не развивается должным на то образом растёт, а пропорционально ей у ребенка развивается чувство собственной неполноценности. И теперь, действительно, когда пришло время ходить ножками, ребенок боится пробовать, ведь он уже успел почувствовать, что не соответствует каким-то человеческим «ГОСТам». «Ну вот, я же говорила!» - сокрушается мама, - «я знала и чувствовала, что с ним что-то не так…»
Единственная вещь, которая требуется ребенку при появлении на свет, - это родительское безусловное принятие. Казалось бы, далеко не новая психологическая тема о безусловном принятии, всё же так и остаётся фундаментальной, судя по тем проблемам, с которыми обращаются к психологам родители.
Как-то раз ко мне на приём пришла девочка 10 лет. Она рассказывала мне со слезами на глазах о том, что не так давно умер её дедушка и она переживает утрату, о том, что её не принимают одноклассники, о том, что она размышляет, что значит быть счастливой. А потом пришла её мама, довольно привлекательная и милая женщина, и «обозначила проблему». Она сказала, что у её дочери проблемы с математикой (четверка вместо требуемой пятерки), и это мешает ей стать успешной среди ровесников, и ещё добавила, что у неё ассиметричный плечевой пояс. Мама сморщила нос, показывая пальцем на свою дочь. И после этого улыбнулась и сказала: «моя дочка мне очень доверяет, я её близкий человек». А девочка с пустыми глазами ответила: «да, конечно, мама». «Вот есть только у неё такая странность, - добавила мама, - она не любит играть с куклами, считает их холодными и пустыми, просит покупать ей дурацких плюшевых зверей…» Дальше, естественным образом, мама «забыла» о планируемой встрече дочки с психотерапевтом…
О чём же речь в этой истории? До определённого момента ребёнок старается достучаться до чувств родителей, дать им понять, что здоровая психика и эмоциональное здоровье важнее оценок и достижений. Но, к сожалению, не все дети могут это донести, и значительная часть из них продолжает перенапрягаться в погоне за любовью и принятием. Дети думают, что от безусловной любви их отделяют какие-то две или три пятерки или первое место на конкурсе, но это всего лишь мираж. Ведь если бы они были безусловно любимы, им не нужны были бы так сильно эти медали. А если они и получат эти медали, то услышат от родителей: «Этого не достаточно, ты можешь больше!». Кому же мы пытаемся угодить, подгоняя наших детей в их развитии?
Бывает, что к психологу приводят школьника и говорят: «Сделайте с ним что-нибудь, пожалуйста. Он спит на уроках», или «Он не хочет ходить в художественную школу», «Он не хочет участвовать в олимпиаде, а мы чувствуем, что у него есть потенциал!» Кажется, всё довольно сложно и решение в этой ситуации никак не найти. Но если спросить ребенка, в чем проблема и почему он не хочет делать что-то, то он отвечает: «Я устал, я просто не хочу». И эти довольно понятные и простые аргументы никак не признаются родителями. «Что значит - я устал? Поспи и пробуй дальше!» Но дело в том, что ребенок не только физически устал бегать с кружка на кружок, он ещё устал доказывать свою полноценность и добиваться родительской любви.
И чтобы точно ответить себе, принимаете ли вы своего ребенка безусловно, представьте его без единых спортивных наград и особенных талантов, с полным ассортиментом оценок по шкале 1-5, не умеющего решить задачу средней степени сложности. Меняется ли ваше отношение к нему в таком случае?
Безусловно, творческие, интеллектуальные, спортивные занятия оказывают положительное влияние на развитие детей, но только в том случае, если они являются его собственным выбором и никак не связаны с необходимостью заслуживать родительскую любовь.
Другими словами, в первую очередь, имеет смысл озадачиться формированием здоровой самооценки у своего ребёнка, поменьше обращая внимания на нормативы и модные тенденции. И тогда, уже отталкиваясь от своего истинного желания, ребенок действительно выберет то, что ему нравится.
Что важнее: психологическая устойчивость ребенка или возможность гордиться его именем и успехом? Каждый делает свой собственный выбор, но стоит не забывать о том, что навязчивое желание достижений наших детей есть не что иное, как попытка переигрывания наших собственных неудач. Но имеем ли мы право использовать чужую жизнь, пусть даже жизнь собственного ребенка, для того, чтобы он успел реализовать то, что не смогли реализовать мы в своё время? Имеем ли мы право таким образом злоупотреблять своим родительством? С позиции ребенка ответы на эти вопросы могут отличаться от родительских.