«Нет такого объекта, как младенец», - утверждал Дональд Винникотт. Такое заявление, на первый взгляд, звучит довольно странно. Однако, при внимательном рассмотрении взаимоотношений матери и ребёнка становится ясно, что имел ввиду известный британский педиатр и психоаналитик.
Находясь в материнской утробе, эмбрион прочно связан с материнским телом через пуповину и плаценту, и его формирование в существенной степени зависит от тех ресурсов, которыми располагает материнский организм. В это время материнское тело в буквальном смысле «разделяет» формирующегося младенца и внешний для него мир. Весь срок беременности мама и младенец сосуществуют в своей уникальной диаде.
Родившийся ребенок вначале отделяется от мамы лишь физически, ему ещё предстоит долгий путь, прежде, чем он сможет обрести свою целостность и почувствовать себя отдельной самостоятельной единицей. И если на этом пути он столкнётся с неосознаваемым материнским сопротивлением такому отделению, то это может стать для него непреодолимым препятствием для личного развития. Почему такое значение имеет для ребёнка внутренняя бессознательная позиция матери, и почему ему так сложно обрести самостоятельность вопреки этой материнской позиции?
Новорождённый младенец еще не может воспринимать себя, как отдельного человека, первые месяцы жизни он продолжает ощущать себя в той самой диаде, которая сложилась за время его безмятежного пребывания в материнской утробе. Чувства младенца еще довольно однообразны, и характеризуются большей частью лишь повышением или понижением психического напряжения. Постепенно в арсенал его эмоциональных реакций добавляются новые составляющие: вот малыш первый раз улыбнулся, - должно быть он испытывает радость, восторг, умиротворение; а теперь он нахмурил брови – он уже умеет сердиться. Всему этому он учится у окружающих его близких людей, повторяет их эмоциональные реакции. Мама сопровождает его проявления словами: «сейчас ты радуешься, а теперь ты сердишься…», мама помогает держать ему головку, переворачиваться с животика на спинку и обратно, она укладывает его спать и заботливо купает его. Ещё мама кормит младенца грудью, а он удовлетворяет во время кормления не только потребность в еде, но и потребность в любви и тесной связи с мамой.
Этот прекрасный нежный период симбиоза младенца и матери абсолютно необходим ребенку на первом году жизни для формирования чувства безопасности, которое будет влиять на всю его последующую жизнь. Чувства покоя и умиротворения, которые испытывает младенец рядом с мамой в первые месяцы жизни, станет для него психическим «фундаментом». От этого «фундамента» в последующем будет зависеть, в том числе, и его способность обретения самостоятельности. В тех случаях, когда младенец лишён возможности вдоволь «напитаться мамой» в ранний период жизни, можно ожидать трудностей в отделении от мамы, формирования так называемого «тревожного типа привязанности», когда ребёнок испытывает панический страх, как только мама скрывается из виду.
Для мамы этот период симбиоза окрашен также множеством ощущений. Безусловно, он сопровождается физической усталостью и гормональными изменениями. Но в целом, в психоэмоциональном плане первые месяцы декрета проходят у женщин по-разному: кто-то получает больше удовольствия от симбиоза со своим младенцем, чем негативных чувств от собственной усталости, а кто-то, напротив, испытывает настоящие муки и очень торопит время. Бывает же, что мама чрезмерно упивается этим симбиозом, будучи не в силах даже помыслить о том, что ребенку пора обретать свои личные психические «очертания». В случаях, если по каким-то причинам, нередко связанным со своим собственным периодом младенчества, женщина не может получать удовольствие в этот период, то могут возникать проблемы с количеством молока (бессознательное нежелание кормить грудью), либо сложности с «переработкой» негативных эмоций младенца. В таких случаях можно ожидать проблему преждевременной сепарации (отделения) ребёнка от мамы, что выразится в резком и слишком раннем отлучении от груди, посещении детского сада несмотря на отсутствие психологической готовности у ребенка, в словах: «ты уже большой, справишься сам», сказанных ребенку слишком рано. Всё это может привести к так называемой «псевдосамостоятельности» ребенка, когда он, за неимением другого варианта, будет вынужден делать вид зрелого человека, в глубине души испытывая страдания и ощущение пустоты. Безусловно, такое развитие событий также будет способствовать накоплению детской агрессии.
Если же женщина, напротив, делает из симбиоза с младенцем некий культ, если это является в буквальном смысле основой для ощущения собственной ценности и значимости, если по её внутриличностным причинам ей невыносима мысль о психологической разлуке со своим малышом, то вполне вероятно противоположное развитие событий. В таком случае можно ожидать слишком длительное грудное вскармливание, оправдываемое преувеличенной питательной ценностью молока вплоть до 3-4-летнего возраста, всевозможные страхи и регулярные предупреждения ребенка о повсеместной опасности, поджидающей его со всех сторон, затянувшийся совместный сон, злоупотребление телесными ласками с ребенком.
В итоге, и в случае с преждевременной сепарацией (отвержением матерью), и в случае с затянувшимся симбиозом (поглощением матерью), ребенок испытывает значительные трудности в обретении своих телесных и психических границ. В первом случае он еще объективно психически не готов для того, что почувствовать эти границы, и вынужден «судорожно нащупывать» их сам, во втором случае он вполне мог бы начать отделяться, но мама искусственно (большей частью – неосознанно) создает ощущение «неготовности» ребенка к отделению.
Ребенка, не имеющего твердого ощущения собственных телесных и психических границ, могут ожидать различные проблемы: • Сложности адаптации в детском коллективе, оскорбления и драки как способ взаимодействия с другими детьми, либо наоборот чрезмерные проявления привязанности (неуместные объятия и поцелуи);
• Неумение и страх сказать «нет» кому бы то ни было, отсутствие собственного мнения;
• Постоянное чувство сомнения в себе, боязнь защищать свои интересы и др.
Во взрослом возрасте к вышеперечисленным проблемам могут добавляться различного рода зависимости, невозможность построения и сохранения стабильных отношений с партнёром.
Помимо преждевременной сепарации и затянувшегося симбиоза, встречается другой неблагоприятный вариант отношений в диаде «мама и дитя» - противоречивая позиция мамы в вопросе сепарации. В этом случае мама может неосознанно совмещать полярные варианты: слишком раннее отлучение от груди, но затянувшийся совместный сон (как бессознательная компенсация раннего отлучения от груди) и др.
Какой же вариант является наиболее благоприятным для развития ребёнка? Ребёнку необходимо, чтобы всё происходило вовремя. Это «вовремя» определяется через взаимодействие младенца с мамой, и является результатом невидимого чувственного обмена между ними.
Например, вот младенец первый раз почему-то не просит дать ему грудь в привычное для этого время. Мама, «настроенная на волну» ребенка, воспримет это как знак того, что он готов понемногу отделяться от её груди, и тогда она не станет предлагать ему грудь. Естественно, если она предложит, он согласится и снова примкнёт к груди. Это произойдет, потому что ребёнок следует за мамой, и если мама всё –таки считает, что грудь ему нужна, значит маме виднее. В то же время, когда он попросит грудь, мама даст ему её, чувствуя, что сейчас она ему действительно нужна.
Вот ребенок первый раз просыпается с утра с сухим подгузником. Для кого-то это станет знаком, что ему пора начинать спать без них, а кто-то решит, что это случайность и продолжит их надевать, бессознательно транслируя ребенку мысль «ты ещё маленький и не готов к горшку».
Ребёнок на прогулке хочет залезть на ступеньку выше: какая-то мама поддержит эту идею, а какая-то скажет – «ты упадёшь». И если, под воздействием маминой тревоги, малыш действительно оступится, мама обязательно добавит: «ну я же говорила!»
Естественным образом, такой принцип взаимоотношений мамы и ребенка затягивается на многие годы. Начинается школа, а вместе с ней начинаются жалобы о том, что ребенок несамостоятельный, не уважает свои границы, всего боится и т.д. Но невозможно добиться двух абсолютно противоположных целей: с одной стороны, остаться для своего ребенка бесконечно нужной, а с другой стороны – наблюдать за самостоятельными достижениями ребенка. К сожалению, в большинстве случаев маме придётся сделать выбор: либо ребенок умеет обходиться полностью без неё и становится психологически независим, что ведет его к личному росту и развитию, либо он так и останется для мамы источником подпитки её жизненной энергии, но тогда придётся перестать жаловаться на его несамостоятельность.
Как бы мы ни были привязаны к своим детям, какое бы безмерное счастье они ни доставляли нам своим присутствием, возможно, истинная родительская любовь заключается как раз-таки в этом своевременном попадании на «волну ребёнка», в способности отпустить и позволить выстроить ему свою собственную жизнь.
Но для того, чтобы ребенок смог научиться жить и обходиться без мамы, прежде всего, маме совершенно необходимо научиться жить и обходиться без своего ребенка…
Возврат к списку