Психоанализ доэдипального пациента Х.Спотница – от теории к практике. - 24, 25 ноября 2018г.
+7 (3452) 614-275

Как получить эмоциональное расстройство?

Как получить эмоциональное расстройство?

У каждого человека есть совокупность представлений о себе, о других, о мире. Эти представления (или посылки, схемы мышления) первоначально усваиваются человеком из собственной семьи (обычно транслируются из поколения в поколение), а также со временем дополняются из других источников.

Подобные представления важны для регулирования собственной жизни и модификации поведения других людей. Однако когда они используются неадекватно ситуации или слишком широко, они порождают неточности восприятия ситуации и неадекватные эмоциональные реакции на жизненные события. Конечным результатом может стать какое-либо расстройство: тревога, депрессия, фобия, параноидное состояние, навязчивости. Среди неадаптивных схем мышления ведущими к эмоциональному неблагополучию считаются следующие:

«Долженствования» - центральной идеей является слово «должен», являющееся ловушкой, поскольку подразумевает отсутствие альтернативы. Типичными долженствованиями являются утверждения: 1) Я должен быть самым, щедрым, тактичным, благородным, мужественным и самоотверженным. 2) Я должен быть идеальным любовником, другом, родителем, учителем, студентом, супругом. 3) Я должен справляться в любым затруднением с полным самообладанием. 4) Я должен быть способен быстро найти решение любой проблемы. 5) Я никогда не должен страдать; я должен всегда быть счастливым и безмятежным. 6) Я должен все знать, понимать и предвидеть. 7) Я должен всегда владеть собой, я должен всегда управлять своими чувствами. 8) Я должен считать виновным себя, я не должен никому и никогда причинять боль. 9) Я никогда не должен испытывать усталость или боль. 10) Я должен быть всегда на пике продуктивности.

За «долженствованиями» в большей части скрывается подавленное «хочу»/«не хочу». Именно пожелание, адекватное ситуации дает человеку право выбора, быть самим собой.

«Катастрофизация» - резкое преувеличение негативного характера ситуаций. Любое событие рассматривается человеком как катастрофа, и его оценка не соотносится с реальными фактами. Типичными фразами, иллюстрирующими такой тип мышления, являются: «Все ужасно!», «Это катастрофа!», «Все плохо!», «Это самое ужасное!» и т.п.

«Предсказание негативного будущего» – тенденция забегать вперед, «предсказывать» негативный исход событий и верить в свои мрачные ожидания. При этом по происшествие события, человек не возвращается к его адекватной оценке с опорой на факты.

«Черно-белое» мышление - рассуждения в полюсах типа «всегда - никогда», «прекрасный - ужасный», «все - ничего», «стройный - безобразно толстый».

«Персонификация» — склонность относить к себе личностно нейтральные события, естественно, при отсутствии или недостатке подтверждающих фактов. Так, абсолютно безобидные, нейтральные проявления других людей человек с уязвимой самооценкой может отнести на той счет, усмотрев в них критику и пренебрежение: «Он как-то смотрит на меня не так, наверное, плохо обо мне думает!».

«Сверхобобщение» имеет место тогда, когда человек, по единичному признаку делает выводы в целом, например: «Сегодня ты обещал, но не выполнил своего обещания, ты вообще безответственный!». Для такого типа мышления характерно преобладания слов: «все», «всегда», «никто», «никогда», «каждый», «вообще».

В большинстве установок, как можно заметить, отсутствуют «усредненные» позиции, крайние же оценки воспринимаемых ситуаций порождают крайние эмоциональные переживания, в конечном итоге, приводящие к эмоциональному расстройству.

Изменение перечисленных схем мышления на адаптивные, является трудоемкой, но необходимой для эмоционального благополучия работой.

Возврат к списку